Церковь Успения Богородицы – выдающийся памятник архитектуры и монументальной живописи XIV столетия. Новгородская первая летопись сообщает точные даты возведения храма (1352) и украшения его росписью (1363).
Ансамбль росписи церкви Успения сохранялся до начала войны почти в полном объеме. По мнению исследователей, она была исполнена выдающимся византийским мастером. Иконографическая программа росписи храма трактовалась ее создателями как торжественная хвалебная песнь – гимн Богоматери.
Всестороннее изучение церкви Успения началось на рубеже XIX-XX вв. Было создано более 190 калек с прорисями живописных композиций, выполнены обмеры храма и схемы росписи, а также сделано более 130 снимков храма и его фресковой живописи.
В предвоенные десятилетия развернулось копирование настенной живописи памятника. В 1940-1941 гг. Управление Новгородскими музеями предприняло исследование и реставрацию церкви Успения на Волотовом поле. Завершение работ прервала Великая Отечественная война, ставшая катастрофой для этого уникального памятника, превращенного в руины.
В 1949 году Любовь Шуляк провела первые раскопки завалов храма. В 1955 году Леонид Красноречьев выполнил его обмеры и разработал проект консервации храма, предусматривавший возведение кровли над выровненными стенами. Он подготовил также проект реконструкции церкви Успения на первоначальную дату.
Следующим этапом послевоенной истории храма стала разборка завалов и извлечение фрагментов росписи в западном притворе и интерьере памятника под руководством Тамары Анисимовой в 1993-2001 гг. В ходе работ обнаружили более 1 750 000 фрагментов фресок, которые поступили в мастерскую для дальнейшей подборки.
В июне 2001 года между Министерствами культуры РФ и ФРГ было подписано Соглашение об оказании безвозмездной помощи в восстановлении церкви Успения на Волотовом поле и ее росписи. Спонсором работ выступило предприятие Винтерсхалл АГ (ФРГ). Проект восстановления волотовского храма, разработанный Нинелью Кузьминой, предусматривал реконструкцию его первоначального облика. За реставрацию церкви Успения на Волотовом поле, которая проводилась в 2001-2003 гг., Леониду Красноречьеву и Нинели Кузьминой была присуждена Государственная премия Российской Федерации.
Масштабная и кропотливая работа по подборке фрагментов волотовских фресок под руководством Тамары Анисимовой продолжается до настоящего времени. Из 195 живописных композиций, украшавших интерьер церкви до ее разрушения, 155 – находятся в процессе реставрации. 18 композиций уже установлены в храме на первоначальные места по методике, разработанной новгородскими и немецкими реставраторами.