Русский English Deutsch Le français Español Lingua italiana Suomi Svenska 中
Главная / Афиша / Выставка «Новые открытия Древнего Новгорода»
Выставка «Новые открытия Древнего Новгорода»
Дата:
27 декабря 2019 – 9 марта 2020

Время:
16:00

Место проведения:
Здание присутственных мест, Кремль, 4, Великий Новгород

Контактная информация:
Новгородский музей-заповедник
+7 (816 2) 77 37 38

Цена:
170 р. – взрослый, 120 р. – студенты
ВУЗов, дети до 16 лет — бесплатно

GPS-координаты:
58.52074400, 31.27439400
27 декабря 2019 в 16:00  в Главном здании музея (зд. Присутственных мест, Кремль, 4, 1 этаж) откроется выставка «Новые открытия Древнего Новгорода: церковь Благовещения на Городище и Георгиевский собор Юрьева монастыря. К 900-летию Георгиевского собора». Основу выставки составили археологические находки, обнаруженные в ходе раскопок этих двух древнейших новгородских храмов, проведенные в 2000-2019 гг. На выставке представлено более ста экспонатов, многие из которых посетители увидят впервые: фрагменты древней настенной росписи и граффити, мозаичная смальта, предметы из погребений (кожаные аналавы, пояс и обувь). Включенные в состав выставки памятники специально реставрированы в мастерских Новгородского музея- заповедника, фрагменты фресок экспонируются в процессе подборки.
 
Церковь Благовещения на Городище 1103 г. и Георгиевский собор Юрьева монастыря 1119 г. – выдающиеся памятники древнерусского искусства домонгольского периода, включенные в 1992 г. в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Исследования этих древнейших храмов Новгорода, проведенные в 2000-2019 гг. Новгородским архитектурно-археологическим отрядом Института археологии РАН под руководством Владимира Седова, сопровождались многочисленными открытиями. В процессе многолетних работ был получен богатейший материал, значительно расширяющий представления о раннем этапе развития искусства Новгорода и древнерусского искусства в целом.
 
Не дошедшая до наших дней церковь Благовещения на Городище была обнаружена в процессе раскопок архитектурно-археологической экспедицией Ленинградского университета под руководством Михаила Каргера (1934, 1966-1970 гг.). Продолженные в последние годы исследования под руководством Владимира Седова завершились полным раскрытием памятника. Были обнаружены малые архитектурные формы богослужебного назначения: основание большого престола прямоугольной формы с фресковой росписью, отверстие запрестольного креста, а также нижняя часть синтрона (обходящая стену алтаря скамья для священнослужителей) и основание епископского трона, сохранившие фрагменты живописного декора. К числу важнейших находок последних лет относятся фрагменты настенной живописи Благовещенского храма, созданной в начале XII в. Одним из наиболее значимых открытий стало обнаружение в Благовещенском храме большого количества фрагментов фресок с граффити XII-XIII вв. – процарапанными рисунками и надписями,  выполненными как глаголицей, древнейшим славянским письмом, так и кириллицей, основным древнерусским алфавитом.
 
Не менее впечатляющими результатами увенчались и масштабные архитектурно- археологические исследования Георгиевского собора Юрьева монастыря, начатые еще в 1930-е гг. под руководством Михаила Каргера. В последние годы в ходе раскопок под руководством Владимира Седова в восточной части храма были открыты первоначальный каменный пол из крупных прямоугольных плит известняка, основание алтарной преграды, древние богослужебные конструкции – синтрон с остатками епископского места, престолы в центральной и боковых апсидах. Уникальным открытием стало обнаружение сотен тысяч фрагментов настенной живописи Георгиевского собора, созданной около 1130 г. Среди них
- десятки фрагментов древней росписи с граффити, которые принесли не менее значимые результаты для эпиграфики Древнего Новгорода.
 
В настоящее время в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея осуществляется очистка, систематизация и подборка обнаруженных фрагментов росписи церкви Благовещения на Городище (под руководством Тамары Анисимовой) и Георгиевского собора (под руководством Татьяны Ромашкевич). Без преувеличения можно сказать, что мы становимся свидетелями обретения, казалось бы, навсегда утраченных ансамблей росписи, которые, несомненно, расширят представление о раннем этапе древнерусской монументальной живописи.
 
Выставка будет работать по 9 марта 2020.


 
 
↑ Наверх