Русский English Deutsch Le français Español Lingua italiana Suomi Svenska 中
Главная / Достопримечательности Великого Новгорода. Великий Новгород для туриста. / Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Адрес:
Музей изобразительных искусств, площадь Победы-Софийская, 2

Телефон:
+7 (816 2) 77 37 38
+7 (816 2) 77 37 70 (заказ экскурсий / guided tours)

WWW:
http://novgorodmuseum.ru

Режим работы:
10:00–18:00,
по четвергам – 13:00–21:00
Выходные: Пн, последняя Ср месяца

Open: 10 a.m. – 6 p.m.
Thu: 1 p.m. – 9 p.m.
Closed: Mon. and last Wed. of the month

Входная плата:
C 1 марта 2023:
200 р. – взрослый, 100 р. – учащиеся, дети до 14 лет — бесплатно

300 RUB – adults, 200 RUB – students,
children under 14 – free

GPS-координаты:
58.52177600, 31.26991300

Экспозиция «Русское искусство XVII - XX веков» в Музее изобразительных искусств

В музее есть аудиогиды на русском, английском, немецком и французском языках! (200 рублей)

Экспозиция русского изобразительного искусства XVIII-XX вв. размещается в здании бывшего Дворянского депутатского собрания, построенного в 1851 году по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера (1802-1865). Более полувека здание являлось местом проведения дворянских депутатских и губернских земских собраний, профессиональных и любительских концертов, музыкальных вечеров, спектаклей, заседаний Новгородского благородного собрания и Общества любителей древности, в нем читались публичные лекции, устраивались ежегодные балы. К наиболее значительным историческим событиям, проходившим в стенах Дворянского собрания, относятся торжества 1862 года по случаю празднования 1000-летия российской государственности, на которых присутствовал император Александр II с семьей и свитой, и проведение в 1911 году XV Всероссийского археологического съезда.

В советское время в здании размещались различные организации и учебные заведения. Первоначальный архитектурный облик двухэтажной постройки, фасад которой завершался фронтонами в виде кокошников с лепными гербами уездных городов Новгородской губернии, был изменен в 1950-е гг. В ходе реконструкции был уничтожен фасадный декор, надстроен третий этаж, а в центральной части фасада сооружен портик, поддерживаемый восьмью массивными колоннами. Внутренняя планировка здания и первоначальная форма окон были частично сохранены.

В 2001 г. в здании Дворянского собрания открыт Музей изобразительных искусств, где располагается экспозиция «Русское искусство XVIII – XX вв.». Экспозиция позволяет познакомиться с богатой коллекцией русской живописи XVIII – XX вв., графики и скульптуры, коллекция портретной миниатюры представлена во всем жанровом и стилистическом многообразии.

Основная часть музейной коллекции была сформирована в 1920 – 1930 гг. из закрытых дворянских усадеб, Государственного Русского музея и Российского музейного фонда. Собрание художественных произведений включает картины Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова, К. Брюллова, В. Тропинина, И. Репина, И. Айвазовского и др. Среди замечательных образчиков скульптуры музея – произведения М. Антокольского, Ф. Шубина, М. Врубеля, П. Трубецкого.

Посетителей встречает полотно Б. Виллевальде «Открытие памятника 1000-летию России в Новгороде в 1862 г.». Коллекция позволяет в достаточно полной мере представить основные пути развития отечественного изобразительного искусства. В здании Дворянского собрания проводятся торжественные церемонии бракосочетания и зимние балы.

Обзор экспозиции «Русское искусство XVII - XX веков»

Экспозиция «Русское искусство XVII - XX веков» в Музее изобразительного искусства — одна из лучших среди нестоличных музеев России. Она позволяет проследить историю русского изобразительного искусства, прикоснуться к бессмертным полотнам гениев.

В 18 веке изобразительное искусство, следуя культурным запросам общества,  начинает развиваться с оглядкой на Запад и проходит все главные этапы западного искусства: барокко, классицизм, романтизм. Самый распространенный живописный жанр этого времени - парадный портрет. Постепенно все больше внимание уделяется раскрытию внутреннего мира портретируемого. Большого успеха в этом достигают  Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822) «Портрет Анны Федоровны Монахтиной» (1785 г.) и Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) «Портрет Елизаветы Ивановны Нехлюдовой» (1798 г.).

В залах Музея особенно широко освещается искусство 19 века. В этот период соседствуют, переплетаются, сменяют друг друга романтическое и реалистическое направления, в первую половину 19 века сильно влияние академического классицизма.

Представителем романтизма в русском изобразительном искусстве является мастер портретной живописи Василий Андреевич Тропинин (1776–1857). Художник – крепостной по происхождению, родился в селе Карповки Новгородской губернии и лишь в 1823 году, будучи уже к тому времени известным,  был освобожден от крепостной зависимости. Его искусство подкупает органичной естественностью и разговорно-бытовыми интонациями.  Он приблизился к открытию новой для искусства 19 века темы национального характера и крестьянского быта. В дальнейшем эту тему разрабатывал А. Г. Венецианов, а затем - его ученики.

Интересный сплав академизма и романтизма представляют работы Карла Павловича Брюллова. В собрании Новгородского музея находятся несколько работ кисти художника. Приковывает внимание «Портрет поэта и переводчика Александра Николаевича Струговщикова» (1840-е гг.). Неуловимая загадка присутствует в созданном художником образе.

Романтическое направление русской живописи связано с именем русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовский (1817 – 1900). Айвазовский – ученик русского художника М.Н. Воробьева и французского мариниста Ф. Таннера. Уже в 1840-х годах, когда ему было немного больше 20 лет, художник завоевал мировую славу. Своеобразие творчества Айвазовского в изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света. В  новгородском  Музее представлены ранние и поздние работы Айвазовского, среди которых: «Ночь на Украине», «Тройка в степи» (1865 г.), «Море с розовыми облаками» (1870 - 1890 гг.), «Морской вид» (1870-1890-е гг.) и др.

Иван Айвазовский был близок со многими русскими передвижниками. Новое творческое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок - возникло в семидесятых годах 19 века по инициативе  Г.Г.  Мясоедова,  Н.Н.  Ге,  В.Г.  Перова. Очень скоро оно стало крупнейшим центром художественной жизни России и оплотом нового реалистического направления в живописи. Больших успехов художники нового направления достигают в жанре психологического портрета. В Музее изобразительных искусств представлены полотна Ивана Николаевна Крамского (1837-1887): «Портрет неизвестной» (1884 г.) и «Портрет князя А.И. Васильчикова» (1878 г.), к которым хочется обращаться снова и снова. 
 
В музее можно познакомиться с работами талантливого пейзажиста-передвижника,  классика национальной живописи Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898). Для русского искусства художник открыл новую тему – русский лес, благодаря полотнам художника ставшего символическим образом России. Современник Шишкина В. В. Стасов писал о художнике: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный». В экспозиции представлена его полотно «Пасека в лесу» (1876 г.).

В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Популярным становится творчество Архипа Ивановича Куинджи. В отличие от Шишкина (художника реалистического направления), для Куинджи характерно романтическое восприятие природы. Мастер света — используя световые эффекты и вызванные ими цветовые контрасты, он добивался почти полной иллюзии освещения. В экспозиции представлено небольшое, но бесценное полотно А. Куинджи «Розовое облако».

В конце 19 века в России возникает новое творческое объединение «Мир искусства». Основателями объединения  стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Ядро «Мира искусств» составили выпускники гимназии К.И.Мая.  В состав объединения входили художники Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева и К. А. Сомов. К «Миру искусства» были близки такие мастера, как И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров.

Творчество многих художников, входивших в состав нового творческого объединения или близких ему, представлено в экспозиции.  Это и «Портрет Людмилы Анатольевны Мамонтовой» (1894 г. Холст, масло) кисти Валентина Александровича Серова (1865-1911), работы «мастера пейзажа настроения»  Исаака Ильича Левитана: «Пейзаж с луной» (1897 г.), «Лесные дали» (1880 -1890-е гг.).

Для художников рубежа веков характерны поиск самобытности и обращение к сказочным и религиозным мотивам, творчество Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) (наиболее известная его работа – «Видение отроку Варфоломею») в Новгородском музее представлено картиной «Благовещение», а творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) – произведением «Гусляры» (1901 г.).

В центре зала находится работа русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856–1910), крупнейшего представителя символизма и модерна в русском изобразительном искусстве - скульптурное изображение «Волхова», выполненное в технике «майолика». Майолика — разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины с использованием расписной глазури. 

Музей изобразительных искусств открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, выходные — понедельник и первый четверг месяца. Проводятся ежедневные сборные экскурсии.

В 2007 г. Новгородский Государственный Объединенный музей-заповедник выпустил ценнейший альбом «Русское изобразительное искусство 18-20 веков», знакомящий читателей с историей изобразительного искусства, представленного в музейной экспозиции. Тексты к альбому подготовила искусствовед Ирина Михайловна Васильева.

Екатерина Виснап

В музее также можно посмотреть картину Джорджа Доу «Портрет Александра I», 1826 г. Произведение живописи находилось на реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) им. академика И.Э. Грабаря согласно решению Совета по реставрации музейных предметов с 2009 г. В собрание Новгородского музея-заповедника картина поступила в 1948 г. из Артиллерийского исторического музея. Процесс реставрации в ВХНРЦ шел по установленному заданию и графику. Однако, реставрационные работы были значительно осложнены последствиями пожара 20.07.2010 г. Благодаря усилиям реставраторов отдела масляной живописи под руководством Надежды Сергеевны Кошкиной в начале 2014 года реставрация была завершена. 

↑ Наверх