Русский English Deutsch Le français Español Lingua italiana Suomi Svenska 中
Главная / Афиша / Этнографическая интерактивная выставка «Рукам – работа, душе – праздник»
Этнографическая интерактивная выставка «Рукам – работа, душе – праздник»
Дата:
дата не определена

Время:
10:00 - 18:00
Выходной: Ср, Чт

Место проведения:
Церковь Жен-Мироносиц,
Ярославово дворище,
Великий Новгород

Контактная информация:
Новгородский музей-заповедник
+7 (816 2) 77 37 38
+7 921 696 12 39; +7 921 197 65 30.

Цена:
По входному билету в Церковь Жён Мироносиц

GPS-координаты:
58.51754000, 31.28458400

Обратите внимание! С 16 декабря 2020 года по техническим причинам церковь закрыта.

В церкви Жён-мироносиц (Ярославовом дворище) с февраля 2017 г. работает этнографическая выставка «Рукам - работа, душе - праздник» (из интерактивного фонда Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы»). На выставке посетитель сможет познакомиться с ярмарочной культурой, с традиционными ремеслами и промыслами новгородских крестьян второй половины XIX - начала XX веков. На выставке будут проводиться интерактивные экскурсии с занятиями по прядению и ткачеству, а также мастер-классы по валянию, вязанию спицами, крючком, иглой, плетению поясов и изготовлению тряпичных кукол. На выставке работает сувенирная лавка.

***

К древнему Ярославову дворищу примыкал прославленный новгородский Торг, где велась оживлённая торговля не только привозными товарами, но и местными, производимыми ремесленниками. Для ярмарок отводились самые просторные городские, сельские и деревенские площади.

Обычно ярмарки проводились в церковные приходские праздники или приурочивались к чествованию православных святых. И таких ярмарок на Новгородчине в городах и посадах было более двадцати, а в сельской местности – более четырёхсот. В палатках, лавках, магазинах, ларьках приобретались продукты, фабричный товар. Свои изделия, необходимые для жизни и хозяйствования, предлагали кустари и ремесленники. Ярмарки были не просто местом совершения торговых сделок, но и своеобразным праздником, которого ждали и к которому тщательно готовились. Люди приходили нарядными, они встречались со своими знакомыми, родственниками из ближних и дальних сёл и деревень, обменивались новостями, обсуждали волнующие их вопросы.

Наши предки были настоящими умельцами. Почти каждый мужчина в деревне мастерски владел топором, мог срубить избу или баню, а женщина – спрясть, соткать полотно. Дерево использовалось не только в строительстве, но и в столярном, бондарном, колёсном, мебельном производствах. Широкое распространение получило производство долблёных изделий: корыт, ступ, мер, посуды и другой хозяйственной утвари. Крестьяне изготавливали коромысла, лопаты, грабли, веретёна, дуги, полозья и прочие необходимые в хозяйстве предметы. Они занимались плетением из природных материалов: бересты, лыка, корня, соломы, щепы, прута. Плетёные изделия находили сбыт среди всех слоёв населения.

Обработка конопли и льна существовала в основном в форме домашнего производства. Из волокна пряли с помощью прялки и веретена или самопрялки нити для тканья. Нити и ткани красили в домашних условиях или в мастерских. Изделия ткачества мастерицы украшали вышивкой. Из промыслов распространение получила «крестецкая строчка». Из льняных и конопляных волокон при помощи несложного станка вили верёвки и канаты, плели сети, неводы и другие орудия лова.

Гончарство было известно с глубокой древности. Новгородские гончары работали на гончарном круге, применяя в работе различные способы обработки изделий: лощение, обварку, чернение, глазурование. Свои изделия - корчаги и кувшины, горлачи, горшки, растворники, кубышки, маслёнки, рукомойники, кринки, детские игрушки – мастера-горшечники развозили по ярмаркам в большом количестве.

Ручная ковка – один из самых древних способов обработки металла. В кузницах производились и ремонтировались орудия земледелия, предметы скотоводства, рыболовства, домашняя утварь, инструменты для ремёсел и промыслов и прочее. Кузнецы подковывали лошадей, производили «ошиновку» – прикрепляли к деревянным тележным колёсам выкованные металлические ободья.

Среди промыслов по обработке животных продуктов выделялся кожевенный и примыкающие к нему скорняжный, шорный и сапожный. В кожевенном промысле выделывали кожи разных сортов, лайку, замшу, в скорняжном – овчину и другие меха. Шорники изготавливали конскую упряжь, ремни, кошельки и прочее.

Из овечьих шкур мастера шили шубы, полушубки, тулупы, шапки, рукавицы. Шерсть использовалась в изготовлении валенок, рукавиц, шляп, подхомутников, сукна. Сапожники изготавливали на заказ и продажу разного вида сапоги, башмаки, туфли и другие изделия.

Некоторые крестьяне сделали ремесло главным делом своей жизни. Обработка дерева, глины, волокнистых веществ, металла и других природных материалов, как и переработка продуктов сельского хозяйства, существовала в форме домашнего производства, ремесла и кустарного промысла. Доброе мнение о хорошем кузнеце, бондаре, гончаре, плотнике и других мастерах быстро разносилось по округе. Люди, умевшие красиво, весело, хорошо трудиться, пользовались уважением и почётом. Такое отношение к труду и трудолюбивым людям передавалось из поколения в поколение.

В народе говорили: «Рукам – работа, душе – праздник», «Работа да руки – надёжные в людях поруки», «Дерево смотри в плодах, а человека в делах».

На выставке «Рукам – работа, душе – праздник» посетитель сможет познакомиться с ярмарочной культурой новгородских крестьян, с традиционными промыслами и ремеслами, характерными для деревни второй половины XIX – начала XX веков.

На выставке будут проводиться интерактивные экскурсии с занятием по прядению и ткачеству, а также мастер-классы по валянию сувенирных изделий из овечьей шерсти, по вязанию спицами, крючком, иглой, по изготовлению тряпичных кукол. Каждый желающий сможет побыть в роли мастера или мастерицы, освоив азы ремесла, и изготовив сувенир на память своими руками.

Приглашаем на мастер-классы по ручному ткачеству из нити!

↑ Наверх