Летом 1889 года на Всемирной выставке в Париже русские шали и платки из нелиняющего, насыщенного, особого пунцового оттенка ситца с набивным орнаментом были раскуплены в первые же дни. Даже новая гигантская инженерная конструкция – Эйфелева башня – не произвела на парижан такого эффекта. Тогда павильон назвали «русским триумфом» – ткань «смородиновый лист» оставила позади все мировые мануфактурные бренды, завоевав «Гран-При».
Эти яркие, стильные и очень модные ситцы выпускали мануфактуры купцов Барановых в Александровском уезде Владимирской губернии, поэтому назывались они и до сегодняшнего дня широко известны как «барановские». Эти промышленники стали первыми фабрикантами в России, получившими признание на международном рынке. Их ситцам не было равных ни в Европе, ни в Азии.
Несколько десятилетий сотрудники музея-заповедника «Александровская слобода», понимая значимость этих тканей в истории развития отечественного ткачества, собирали и бережно сохраняли их. Сегодня сформирована уникальная коллекция, которая насчитывает более 2 тысяч предметов и является гордостью музея.
Родоначальником династии текстильных фабрикантов стал Федор Николаевич Баранов (1763-1838), дело которого продолжили его сыновья. Небольшая мануфактура с ручным трудом постепенно превратилась в хлопчатобумажную фабрику с самым передовым оборудованием. Отделения производства были в трех населенных пунктах уезда: Александрове, Карабанове и Струнино.
Самый популярный орнамент традиционно содержал растительные мотивы. Первоначальная техника ручной набойки требовала большого мастерства резчиков набивных досок-манер, набойщиков – красильщиков. Машинная же печать платков и ситцев привела к упрощению рисунка, но зато в производстве незаменимыми стали новые специалисты – гравёры и колористы. Тем не менее, вкусы и традиции потребителей непременно учитывались. Ставшие визитной карточкой так называемые восточные «огурцы» и «бобы», присутствовавшие в самых ранних платках и тканях ручной набойки, сохранились и при машинном производстве.
Мануфактуры Барановых достигли своего расцвета к концу XIX века, став конкурентами московским и петербургским фабрикам. Большую популярность завоевали платки. Их самобытный орнамент, напряженный контрастный колорит придавали нарядность недорогому костюму, становясь порой его главным украшением. Кроме платков на мануфактурах производили и плательные ткани. Крашение кумачей, набивка платков, изготовление рубашечных ситцев было столь удачно, что Троицко-Александровская мануфактура получила право на изображение государственного герба, а позднее была удостоена высших наград на международных выставках.
К концу ХIХ – началу XX веков хлопчатобумажное производство было одним из ведущих в России, дав стране выдающихся предпринимателей, которые во многом определяли социально-экономическую, политическую и культурную жизнь Отечества. В ряду выдающихся «текстильных знаменитостей» – Морозовых, Рябушинских, Прохоровых – стояли Александр и Асаф Барановы: к концу столетия карабановская и струнинская фабрики производили почти пятую часть общероссийского производства хлопчатобумажных тканей.
Успешные предприниматели-промышленники буквально преобразили жизнь Александровского уезда и оказали огромное влияние на развитие Владимирской губернии. Они не только жертвовали средства малоимущим, погорельцам и выдавали замуж бесприданниц. Барановы во всех поколениях были настоящими просветителями: на свои средства открывали школы для детей фабричных рабочих, курсы подготовки учителей, приюты, организовывали и попечительствовали гимназиям. В фабричных поселках их стараниями появлялись больницы, аптеки, богадельня для увечных пенсионеров. Щедро благотворительствовали промышленники на строительство храмов, уездные и губернские нужды.
Эпохальные политические события конца ХIХ - начала XX веков кардинально изменили Россию и всю ее жизнь. Знаменитые барановские мануфактуры трансформировались в крупнейшие в России текстильные производства и работали, сохраняя высокую качественную планку до конца XX века.