25 октября 2024 года в Музее изобразительных искусств откроется юбилейная выставка новгородских художников второй половины XX века «Спутники». На ней представлено более 230 произведений пяти мастеров – Василия Чехонадского, Владимира Журавлёва, Фаины Крохиной, Эдуарда Иванова и Юрия Жульева – пейзажи, натюрморты, портреты, художественный фарфор и стекло.
Выставка приурочена к 95-летию Василия Макаровича Чехонадского (1929-1996) и 85-летию Юрия Васильевича Жульева (1939-2006).
У истоков профессионального искусства Новгорода стояли Д. В. Журавлев, Г. М. Штендер, В. С. Рябов и большая группа мастеров декоративно-прикладного искусства – З. В. Алексеева, И. П. Колонистов, Ф. Н. Крохина, С. К. Моисеенко. Благодаря их творческой активности и организационным усилиям в 1968 году в Новгородской области сформировалось самостоятельное отделение Союза художников РСФСР. Его расцвет пришелся на 1970–1980 годы. В это время в него входило около 40 художников. Работы новгородцев благодаря смелым и выразительным колористическим решениям получили признание далеко за пределами области. Особое место в искусстве Новгорода занимали мастера художественного фарфора и стекла. Их произведения становились украшением любой выставки, привлекали внимание зрителей нарядностью, богатством пластических и орнаментальных форм. Работая на фарфоровых и стекольных заводах области, они создавали не только выставочные образцы, но и доступные массовые изделия, обладавшие высокими эстетическими качествами.
Выставка «Спутники» возвращает зрителей в ту, уже ставшую историей, эпоху. Художники В. М. Чехонадский, В. В. Журавлев, Ф. Н. Крохина, Э. Н. Иванов и Ю. В. Жульев, произведения которых представлены на ней, были спутниками на протяжении нескольких десятилетий: вместе строили «союз», вместе участвовали в выставках и творческих командировках, вместе своими трудом и талантом делали художественную жизнь Новгорода многообразной и яркой. Они были не просто свидетелями времени, но сохранили его в своих работах.
Выставка дает возможность с благодарностью вспомнить художников, которые сопутствовали не только друг другу, но были спутниками нескольких поколений зрителей.
Для справки
Василий Макарович Чехонадский много лет отдал реставрации новгородских икон. Общение с иконой отразилось и на живописном творчестве мастера. Главное достоинство его картин и пастелей – цвет, который передает глубину чувств и переживаний автора, вызванных природой и архитектурой Новгорода.
Владимир Викторович Журавлёв (1949 – 1996), талантливый скульптор и педагог. В 1973 году начинает преподавать в только что созданной в Новгороде Детской художественной школе. Но главным в его жизни остается скульптура. Уже в самых ранних работах Владимир Журавлев раскрывается как удивительно тонкий лирик-портретист, наследник русских импрессионистических традиций в скульптуре. Его портреты - результат большого труда. В них есть необычайно острое, удивительно чуткое соотнесение формы и материала с внутренней сущностью модели.
Фаина Николаевна Крохина (1929 - 2010), заслуженный художник РСФСР. Работала на фарфоровом заводе «Пролетарий». Уже в конце 1960-х - начале 70-х ее наборы, сервизы, декоративные тарелки получают признание, а росписи становятся узнаваемыми. Она работает кобальтом и золотом, не боится активной формы рисунка, плотной ковровой композиции, звучных цветовых решений.
Эдуард Николаевич Иванов (1939 – 2008). Для Эдуарда Николаевича были важны все стороны жизни – и спорт, и труд рабочих и рыбаков, и город, в котором соседствуют древность и не всегда благополучная новизна. Но еще важнее было другое – как подойти к избранной теме, с какой интонацией, с какой перспективой раскрыть её, как сделать её необходимой зрителю сегодняшнему и будущему. Он искал и находил яркие и убедительные средства художественной выразительности.
Юрий Васильевич Жульев, народный художник РСФСР, член-корреспондент РАХ на протяжении многих лет был главным художником завода «Восстание» (Чудово), более 10 лет возглавлял Новгородскую организацию Союза художников РСФСР, его произведения (художественное стекло) выставлялись на всесоюзных, республиканских и зарубежных выставках. Его эксперименты с цветом и формой и сегодня выглядят актуальными.