С 22 сентября 2023 года во Владычной палате начинает работать выставка «Изразцы из раскопок на Владычном дворе Новгородского кремля в 2020 году». Выставка знакомит с наиболее значительным комплексом предметов, обнаруженных на Владычном дворе архитектурно-археологической экспедицией Санкт-Петербургского университета под руководством Ильи Антипова. В состав экспозиции включены рельефные муравленые и полихромные изразцы второй четверти XVII - XVIII веков, а также гладкие расписные XVIII - начала XIX века, представляющие собой элементы разновременных печных наборов.
На территории древней резиденции новгородских архиереев исследования начались еще в 2006-2011 году в связи с реставрацией Владычной палаты 1433 г. (Палата архиепископа Евфимия II). В 2018 году раскопки возобновились на площади перед западным фасадом Софийского собора, к югу от палаты, с целью изучения строительной истории этого участка, его древней планировки и застройки. В процессе работ были открыты уникальная каменная гражданская постройка конца XII – первой трети XIII века, разобранная после пожара 1340 года, а также возведенный на ее основании храм, который исследователи связывают с известной по летописным сообщениям церковью Рождества Христова 1362 года.
Археологические раскопки на этой территории сопровождались разнообразными находками, среди которых преобладали изразцы, обнаруженные в 2019 году в западном помещении так называемых Шпалерных келий конца XVII века. Сформированные большие коллекции керамики включают рельефные муравленые и полихромные, а также гладкие расписные изразцы середины XVII - начала XIX веков, как уже известные по более ранним находкам на Владычном дворе, так и впервые выявленные на территории архиерейской резиденции.
Фрагментарное состояние предметов потребовало проведения очистки, подборки и склейки разрозненных мелких частей в более крупные блоки сначала в полевых условиях, а затем осуществления комплекса работ в процессе подготовки выставки реставраторами Валерией Демановой и Инной Долговой в мастерской Новгородского музея-заповедника.
Представленная на выставке типологически и стилистически неоднородная керамика, относящаяся к нескольким этапам развития изразцового декора, свидетельствует о существовании устойчивой традиции ее использования в убранстве построек Владычного двора, прежде всего для облицовки печей, однако нельзя также исключить и возможность иного применения.
Многочисленные находки из раскопок на Владычном дворе, расширившие представление об использовании изразцов в убранстве сооружений архиерейской резиденции, значительно пополнили комплекс керамики в собрании Новгородского музея-заповедника, формировавшийся в процессе археологических раскопок, исследований и реставрации памятников архитектуры Новгорода и Новгородской земли с середины XX до начала XXI века.
Выставка будет работать по 30 сентября 2024 года.
Для справки
В 2012 году завершились многолетние исследования и реставрация Владычной палаты (Палаты архиепископа Евфимия II) – уникального памятника гражданской архитектуры, выполненного в готическом стиле. Масштабные работы проводились с 2006 года под руководством Ирины Калугиной (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, Москва), археологическими раскопками руководил Илья Антипов (Санкт-Петербургский университет). В 2015 году за реставрацию Владычной палаты Ирине Калугиной – руководителю проекта, Илье Антипову – археологу, Владимиру Бакулину – реставратору-строителю, Владимиру Сарабьянову – художнику-реставратору (посмертно), Дмитрию Яковлеву – архитектору-реставратору, была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.
По свидетельству летописей, Палату в 1433 году возвели немецкие мастера. Свой первоначальный облик сооружение сохраняло недолго, его неоднократно перестраивали, начиная уже с XVI века и вплоть до XIX века, когда к восточной трехэтажной части Палаты с юга была пристроена паперть (1820-е годы), а к западной двухэтажной - Корпус викариев (Иоанновский, конец XIX века), сохранившиеся до наших дней.
Целью натурных исследований и реставрации памятника было выявление его первоначальных особенностей, а также более поздних элементов и форм, относящихся к следующим этапам его строительной истории. В процессе изучения установлено, что Палата владыки Евфимия, изначально включавшая еще одну южную трехэтажную часть, имела более внушительные размеры и сложную внутреннюю структуру. Монументальное сооружение обладало парадным внешним обликом, в формировании которого важная роль принадлежала высокому островерхому завершению. Исследования подтвердили факт работы немецких мастеров, выявив целый ряд конструктивных и архитектурно-художественных особенностей, не свойственных постройкам древнерусского зодчества. К их числу относятся не только готические своды с усложненным рисунком нервюр, но и формы порталов, окон и ниш, широко использовавшихся как на фасадах, так и во многих помещениях Палаты, декоративные элементы, формат и тип кирпича, а также ряд других особенностей. Примечательна и сама лусковая техника кладки, при которой лицевые части стен были выложены из некрупного большемерного кирпича, а в забутовке использовались валуны и плитняк. Профилированные конструктивные элементы – нервюры, а также декоративные детали – обрамления оконных и дверных проемов, ниш, выполнялись из нескольких типов лекального кирпича, профили которого вырезались по сырцу.