Русский English Deutsch Le français Español Lingua italiana Suomi Svenska 中
Главная / Достопримечательности Великого Новгорода. Великий Новгород для туриста. / Музей утюга в Витославлицах
Музей утюга в Витославлицах
Адрес:
Юрьевское шоссе, Витославлицы, на втором этаже сувенирной лавки, напротив музея народного деревянного зодчества «Витославлицы»
Великий Новгород,
Новгородская область, 173007

Телефон:
+7 921 203 90 47

WWW:
http://visitnovgorod.ru

Режим работы:
10:00 – 19:00
ежедневно, без обеда и выходных

Daily: 10 a.m. – 7 p.m.

Входная плата:
50 руб. – взрослый
20 руб. – детский

50 roubles (adults)
20 roubles (children)

GPS-координаты:
58.49024700, 31.27090500

Сюжет телеканала «100ТВ» (Санкт-Петербург) о Музее утюга

 Посетите также музей деревянного зодчества «Витославлицы»!

Рядом находятся
 

Проезд автобусом №7, 7А от вокзала или остановки «Сенная площадь».

Время в пути: 20 минут. 

Стоимость проезда 22 рубля.
Расписание на сайте transport.nov.ru и в «Красной Избе».

Уникальная коллекция утюгов из двухсот пятидесяти экспонатов XVIII-XX вв. производства России, Германии, Франции, Италии, США, Таиланда, Англии, Чехии, Испании, Польши, Скандинавских стран.

Вес представленных утюгов от 10 г до 10 кг. Коллекция включает следующие виды утюгов:

  • цельнолитые
  • угольные
  • со сменными ручками
  • со сменными вкладышами
  • газовые
  • спиртовые
  • электрические
  • специальные
  • сувенирные

Проезд автобусом №7, 7А от вокзала или остановки «Сенная площадь».

Время в пути: 20 минут. Стоимость проезда 22 рубля. Расписание на сайте http://transport.nov.ru/

***

С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей был изобретен утюг.

Самым древним их них археологи признают плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. В результате часть складок исчезала.

Еще в IV веке до нашей эры древние греки изобрели способ плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Через два столетия римляне выбивали морщинки из одежды металлическим молотком.

В России мытарства прачки также не заканчивались на стирке — чистое, но мятое белье ждало глажение. Производилось оно, до момента изобретения утюга, с помощью скалки, на которую наматывалось белье, и толстой плашки с зарубками и рукоятью, которую двигали вперед-назад. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка». Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Обработка их рубелем не только удаляла складки, но и делала их мягче. Мастера-резчики украшали рубели причудливыми узорами.

Гладили в России белье также и «гавками» – стеклянными шарами, отрезанными донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой.

10 155 км - такой путь из Таиланда 
в Великий Новгород проделал самый 
древний из более чем 250 экспонатов 
«Музея утюга» в Витославлицах.

В средневековье стали использовать иное приспособление. Выглядело оно практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и «сковородой» начинали водить по одежде. Ясное дело, что этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.

Тем не менее, до открытия спасительных свойств электричества ждать было еще долго, поэтому оставалось только совершенствовать все тот же принцип: разогрев металла посредством углей внутри или огня снаружи.

Еще в середине XX века можно было встретить так называемые «углевые» утюги. Они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку «углевые» утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Старинный утюг портного мог достигать 15 кг, что не сравнить с современными моделями.

Первое письменное упоминание об утюге в России встречается в книге записей царицы Евдокии – супруги Михаила Федоровича Романова в 1636 году: «Генваря в 31 дня, кузнецу Иванке Трофимову 5 алтын, а он за те деньги сделал в царицыну палату утюг железный».

Кроме того отливались и утюги маленькие, которые служили для разглаживания кружев и других мелких деталей. Утюги были дорогой вещью. При литье их украшали орнаментом, их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия его хозяев. Иногда утюг даже выставлялся на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения на видном месте и как бы невзначай, но с гордостью демонстрировался всем гостям. Для особо знатных особ могли изготавливаться утюги самых причудливых форм. Могла быть сделана и инкрустация медью по железу, а у утюгов побогаче – даже серебром. Ручки обычно вытачивали из дерева гладкими либо фигурными.

В XVIII веке в России утюги изготавливались в основном на Демидовских заводах. Тогда же были придуманы утюги со сменным вкладышем, который раскаляли, выхватывали из огня специальным прутом и вставляли внутрь полого корпуса. Цельнолитой утюг выпускался в России до середины 60-х годов ХХ века, а самый молодой экземпляр, с двумя сменными подошвами, был выпущен аж в 1989 году.

В 1868 году запатентовали музыкальный утюг – издающий при глажке мелодичные звуки.

Это милосердное изобретение было призвано сделать работу белошвеек и гладильщиц менее изнурительной. Ручки и корпуса этих утюжков украшали разноцветной эмалью, резьбой и даже художественной росписью. И вполне себе было востребовано: мода на это чудо техники продержалась до 20-х годов ХХ в.

Сюжет телеканала «100ТВ» (Санкт-Петербург) о Музее утюга

 Посетите также музей деревянного зодчества «Витославлицы»!

Рядом находятся
↑ Наверх