Русский English Deutsch Le français Español Lingua italiana Suomi Svenska 中
Главная / Афиша / Выставка «Мастера натюрморта. Традиции народной культуры в произведениях В.С. Рябова, Д.В. Журавлева, Л.П. Новиковой, Д.С. Кондратьева»
Выставка «Мастера натюрморта. Традиции народной культуры в произведениях В.С. Рябова, Д.В. Журавлева, Л.П. Новиковой, Д.С. Кондратьева»
Дата:
26 января – 12 марта 2018

Время:
10:00 – 18:00,
по четвергам – 13:00 – 21:00
Выходные: Пн, последняя Ср месяца

Место проведения:
Софийская площадь, 2
Великий Новгород,
Новгородская область,
173007

Контактная информация:
Музей изобразительных искусств
+7 (816 2) 77 37 38
+7 (816 2) 77 37 70

Цена:
взрослый – 100 руб.,
студенты ВУЗов – 50 руб.,
дети до 16 лет — бесплатно

GPS-координаты:
31.26957800, 58.52187000
 

С 26 января 2018 в выставочном зале Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника начинает работу выставка «Мастера натюрморта. Традиции народной культуры в произведениях В.С. Рябова, Д.В. Журавлева, Л.П. Новиковой, Д.С. Кондратьева». Выставка приурочена к 50-летию создания Новгородского отделения Союза художников России. На ней представлено десять натюрмортов из собрания Новгородского музея-заповедника.

Посетить выставку можно до 12 марта 2018.

Изображение предметов - это не «мертвая натура», а «живые» действующие образы, способные рассказывать не только о своей сущности, но также о творческой позиции их создателей. Структура натюрморта, его постановка, выбор точки зрения, характер трактовки вещей всегда заключают в себе определенный, заложенный автором смысл. Даже при внешней элементарной простоте натюрморта язык изображения может быть глубок и неисчерпаем, передавая через «портрет» вещи «портрет» мира. Среди компонентного разнообразия натюрморта наиболее часто встречаются изображения предметов народного быта, когда утилитарная вещь традиционной культуры воспринимается как знак, образно передающий «связь времен».

В творчестве старшего поколения новгородских мастеров, ставших основателями областного отделения Союза художников, натюрморт являлся одним и излюбленных жанров, позволяющих ярко и самобытно сочетать художественные традиции и новации.

Именно в натюрморте наиболее убедительно проявился свежий и сильный талант Дмитрия Журавлева (1933 г.р.), целенаправленно ведущего поиски индивидуального изобразительного языка. Художник сумел избежать банальных этнографических постановок. Например, в таких эпических работах как «Натюрморт с глиняной посудой» (1964) и «Натюрморт с мезенской прялкой» (1977) живая теплота народной вещи получает воплощение в полнозвучном живописном образе, искренне и с любовью передающем красоту обыденного предмета. Свободно широкой кистью художник запечатлевает натуру, усиливая пластическую выразительность каждого предмета в отдельности и в их гармоничной совокупности. Но в традиционных предметах Журавлева привлекает нечто более серьезное, чем внешняя материальная форма, а именно – заключенная в них память поколений, ее глубокая взаимосвязь с современностью.

Живописная экспрессия – основа пластически выразительных предметов в натюрмортах Владимира Рябова (1932 – 1999). Художник видел рождение образа в краске, предпочитал использовать открытые яркие цвета, организующие динамику композиции, смело вводил интенсивный черный, придающий богатство и силу общему колористическому строю. В «Натюрморте с курительной трубкой» (1965) вещественный образ и творчески выявленный цвет органично сливаются друг с другом, позволяя воспринимать в новом свете подлинную красоту натуры. Монументальность и устойчивость присуща работе «Натюрморт с вербой» (1980), в которой живые, полновесные формы предметов крепко и основательно выстроены, их материальная тяжесть усилена контрастом наслаивающихся насыщенных глубоких цветов. В мире вдохновенно изображенных художником вещей весомо и зримо проявляется бытие времени.

Очевидна мировоззренческая позиция при создании натюрморта Дмитрием Кондратьевым (1928 – 2008). Художник отражает через мир вещей собственную систему принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих его отношение к действительности. Иносказательная ипостась художественного образа в натюрморте «Хлеб» (1985) формируется лаконично и емко через предметы крестьянского быта на основе их традиционно закрепившегося смысла. Это позволяет мастеру вскрыть глубинные пласты темы народной жизни, проходившей «красной нитью» через все его творчество, более того - выйти за пределы обычного ее отражения, обнаруживая не только современное, актуальное содержание, но и вневременное.

Художественное видение Ларисы Новиковой (1930 – 1998) глубоко лирическое. Исполненные ею натюрморты звучат по-разному, но все они полны желанием передать красоту предметного и природного мира. Яркая декоративность — качественная особенность натюрморта «Игрушки» (1970), напрямую связанная с традициями народных промыслов. Тогда как натюрморт «Половодье» (1976) проникнут особой поэтичностью и пленэрной свежестью, запечатленные цветы живут на полотне, они трепетные при всей заметной весомости фактуры и, кажется, отражают первородную силу природы. В выборе предметного ряда каждой работы проступает национальный образ мира, характер мышления художника, ее чувств и восприятия жизни.

Новгородские мастера, органически ощущая духовную причастность к русской культурной традиции, создали подлинно национальные произведения, которые воплощают связь с родной землей, отображают основы народной жизни, преемственность поколений и одновременно проникнуты современным мироощущением.

↑ Наверх